Боевые искусства ч.4 - Шотокан - часть 1.

Предисловие

Сегодня мы вновь поговорим про великого мастера карате - Гичина Фунакоши. Изучив и впоследствии обобщив практики воинов с острова Окинава, Гичин стал задумываться и о создании своей собственной школы. В те времена, стремительное развитие карате стало происходить по всей Японии. Создавались различные школы и виды карате. В те времена, Гичин решил создать и свое собственное додзё. Он был приверженцем строгих и чрезвычайно формальных традиций во всем. Многие эксперты сходятся во мнении, что именно это и помогло пробиться этому виду спорта в массы и затем уже и в ранг традиционных спортивных соревнований в Японии. Известно, что Гичин не оставлял практик духовного совершенствования и до глубокой старости. Основная цель любого "пути", по мнению Гичина, заключалась в пожизненном самосовершенствовании. 


История

Гичин Фунакоши
Шотокан (буквально, «дом колышущихся сосен» или «зал сосны и моря» - 松濤館 сё:то:кан ) - это каноничный стиль в японском каратэ-до. Разрабатывался он выдающимся мастером Гичином ФунакошиВ первую очередь на создание школы повлияла популяризаторская деятельность Гичина. Он и его соратники провели огромную работу по унификации открытых для широких масс методов обучения. Эти методы нашли свое отражение в трактате "Карате-до Кьёхан", которая была опубликована в 1936 году. Эта книга считается литературным памятником в истории карате. Ведь именно в ней были введены базовые и совершенно новые элементы в технике и также введен термин - ката. 

Ка́та (型 или 形) — формализованная последовательность движений, связанных принципами ведения поединка с воображаемым противником или группой противников. По сути, является квинтэссенцией техники конкретного стиля боевых искусств. Аналогично таолу в ушу и пхумсэ в тхэквондо. В школе современного карате Дзёсиндо в определение ката дополнительно внесено понятие ката как эталонного образца техники карате для подражания и изучения.
В своей книги, Гичин новаторски использовал и новые наименования ката, которые отражали дух Японского языка, как предписывала школа традиционного этикета - огасавара. В арсенал официального карате вошли многие виды ката, но отнюдь не все. Так как некоторые из них не подходили для открытого обучения. Поэтому они были известны мастерам, которые были знакомы с ними по трактату 1922 года и по другим древним источникам. 
Огасавара-рю (小笠原流, Ogasawara-ryū) является традиционной школой этикета, которая сформировалась и развилась в клане Огасавара, связанного с родом Минамото. Школа была создана Ogasawara Nagakiyo, в период Камакура (1185-1333). В ней изучались верховая езда (bajutsu), стрельба из лука (kyujutsu), конная стрельба из лука и этикет (reiho) с акцентом на церемониальные и ритуальные практики.
Иероглифы
Известно, что первое карате-до но додзе (зал для занятий карате)  начинает строится 1935 году при поддержке национального комитета. Уже через год, весной 1936 года, додзе было открыто под названием "Шотокан". Название выбрали ученики Гичина  и настояли на своем решении. Известно, что Гичин имел литературный псевдоним "Шото", а "кан" - обозначает - здание или дом. В таком варианте "шотокан" можно перевести как "дом Шото". Зал сразу стал чрезвычайно популярен в Японии. В нем оттачивали свое мастерство самые знаменитые и достойные каратисты со свей Японии. Они гордо заявляли: "Мы из Шотокана". 

В 1935 году было проведено первое спортивное мероприятие (шиай) кумитэ по правилам иппон шобу. Это событие помогло закрепить в умах людей, что карате-до, а именно стиль Шотокан, это чрезвычайно зрелищный и увлекательный вид спорта. Это событие несло и скрытые мотивы, оно вклинивало карате в один ряд с традиционными видами спорта и давало развитие теории спорта как части целостной системы воспитания духа и тела. 

Эмблема школы
Но Гичин не одобрял популяризацию карате в сторону спорта, так как считал что это может серьезно навредить философии карате в целом. Зрелищность и спортивные мероприятия приведут к потере самой сущности боевого духа. Он считал формальные поединки на публику неким подобием гладиаторских боев. Как следствие он полностью отрицал это направление и  призывал мастеров соблюдать тонкую грань, отделявшую карате от гладиаторских боев в контактных схватках. В спорте, понятие "шиай" заменяет понятие "шобу" и руководство принципом "буай синкен шобу", а также "сеши-о чоэтсу". "Шиай" просто имитирует их в совершенно символически. Техника в основном направлена на самооборону. Санкционированное убийство врага видоизменено на концепцию сдерживания атакующих действий нападающего. Внутренняя природа покоится на трёхсторонней связи: нравственность, дисциплина, эстетическая форма. «До», которого должны придерживаться все последователи, теряет естественный характер, становится сугубо земным делом. Система иерархии дан-кю используется для популяризации.
Шиай кэмпо - личные, командные и лично-командные соревнования по поединкам между двумя спортсменами, использующих удары руками и ногами и бросковую технику, в защитном оборудовании установленного образца регламентируемые Правилами соревнований и Положением о соревнованиях.

Шобу - рукопашная схватка. Оба противника выступают без оружия. Целью не является смерть противника. Бой ведется до формального признания одного противника своего поражения. 

Буай синкен шобу - сражение, исход которой определяет смерть одного из противников. 

Сеши-о чоэтсу - филосовская идея преодоления мыслей о жизни и о смерти. 
Дан (яп. 段 «уровень, ступень») — обозначение уровня при изучении какого-либо предмета, как в спорте и боевых искусствах, так и в других занятиях, например, в настольных играх. В отличие от ученической степени «кю», дан является мастерской степенью. Самым младшим даном является первый. Количество данов может различаться в разных стилях и школах, но чаще всего используется система с десятью данами. Если носителей кю в Японии называют «муданся» (無段者) — «тот, у кого нет дана», то достигший степени первого дана называется «сёданся» (初段者) — «тот, у кого есть первый дан». Имеющие дан выше первого — «юданся» (有段者) — «тот, у кого есть дан». В боевых искусствах обладателя первого или второго дана обычно называют сэмпай (яп. 先輩), обладателя 3-го и 4-го дана — сэнсэй (яп. 先生). Обладатели с 5-го дана по 7-ой дан — сихан (яп. 師範). Обладатели 8-го и 9-го дана — ханси (яп. 範士). Обладателя с 10-го дана и выше — мэйдзин (яп. 名人 мэйдзин, «Великий мастер»).
Спортивные соревнования школы

Большую заслугу в развитие спортивной техники школы Шотокан, Гичин приписывает своему третьему сыну Йошитаке Фунакоши. Мэйдзин видил в нем своего приемника. Поэтому занятия он проводил с ним индивидуально и без участия посторонних глаз. Так он передавал ему свои секреты мастерства и тайные знания школы. Йошитака работал ассистентом Гичина и управлял додзе до 1945 года. 

Он практически заложил необходимую базу техники современного спортивного кумитэ, которую все использую и по сей день. В основах остались 3 ступени ката его личной разработки - Тайкьёку (в переводе "Великое Начало"). Эта ката предназначена для развития силы и координации. Но зачастую данная ката не изучается в традиционной системе школы Шотокан. Также Ёошитака ввел удары с дальней дистанции и технику стремительных входов с длинных дистанций (тцури - аши), эффективные удары ногами в верхний уровень: маваши дзёдан, ура-маваши-дзёдан, йоко тоби-гири, технику боя основанную на стойке фудо-дачи, с применением тейшо.
Маваши - гери
Маваши - гери означает «удар ногой по кругу»  означает круговой. Речь идет об ударе, описывающем дугу в 90° по горизонтали. Так же, как и в "мае-гери" и "йоко-гери", он имеет две различные формы, но только из ударных участков ноги: шаровой и подъема. В зависимости от уровня нанесения удара он может называться: Маваши гери – гедан – это знаменитый лоу-кик. Удар голенью по бедру. (Гедан – «нижний уровень»). Маваши гери – чодан – круговой удар ногой по ребрам противника (Чодан – «средний уровень) Маваши гери – дзёдан – как вы уже догадались это удар ногой по голове противника (Дзёдан – «верхний уровень»)
Ура Маваши
Ура Маваши -  означает обратный круговой удар. Исходное положение: передняя стойка. На выставленной вперед ноге делается поворот на 270°, нога, отставленная назад, описывает дугу почти по земле. В оставшийся поворот в 90°-стремительный подъем прямой ноги. Удар напоминает пощечину тыльной стороной ладони. Поворачиваться надо в ту сторону, где опорная нога. Если же противник ушел из-под удара, возвращение в исходное положение в том же направлении.
Йоко-тоби-гери
Йоко-тоби-гери. Исходная позиция: передняя стойка. Во время подъема отставленной назад ноги, надо на опорной ноге сделать поворот на 90°, чтобы стать боком к противнику. Поворот делается в ту сторону, где находится опорная нога. В верхней точке прыжка наносится "йоко-гери", сопровождающийся резким движением второй ноги назад, характерным для неударной руки в "зуки". 

Стойка Фудо Дачи
Стойка Фудо Дачи, или Со чин Дачи, является универсальной боевой стойкой. Ступни ног расположены параллельно между собой и под углом 45° по отношению к противнику. Колени обеих ног согнуты, расстояние между ступнями необходимое для быстрого и мягкого перемещения. Эта стойка значительно устойчивее, чем Зенкутсу Дачи, поскольку центр тяжести расположен равномерно на обеих ногах. Из стойки Фудо Дачи можно немедленно перейти в контратаку или в атаку на быстром сближении, так как выпрямление колена задней ноги позволяет сделать резкий рывок вперед. Стойка удобна в защите, потому что корпус расположен к противнику на 3/4, а не фронтально. Положение рук такое же, как и в Зенкутсу Дачи. Принцип передвижения такой же, как в Зенкутсу Дачи, или приставными шагами.
Йошитаке Фунакоши
Учениками Ёошитаки  были Тайджи Казе и Масутацу Ояма, основатель знаменитого стиля и школы карате - Киокушинкай. К сожалению, в 1945 году в Японии не могли лечить туберкулёз, которым болел Йошитака, и он умер от лёгочного кровотечения. Гичин Фунакоши тяжело переживал и смерть сына, и, как истинный самурай, поражение в войне. Путь воинственного милитаризма эпохи Сёва (сияющий мир 1912 - 1989 гг.) привёл Японию к национальной катастрофе 1945 года, к введению оккупационных  войск и запрету будо. 

В 1947 году происходит еще одна трагическая потеря в жизни мастера, умирает его жена. Однако, каратэ не было запрещено в связи с заложенными в систему воспитания общечеловеческими и нравственными принципами. Именно этот факт способствовал вывозу техники карате, которым занимались оккупационные войска, за пределы Японии. После подписания мирного договора между Японией и США  Гичин совершает трёхмесячное турне по американским базам вместе с Исао Обато (университет Кийо), Тошио Камато (Васеда) и Масатоши Накаяма (Такушоку). 

В 1948 году силами команды сподвижников Гичина Фунакоши был создан фонд JKA (Японская ассоциация каратэ), для развития карате в Японии и экспорта его во всем мире, в целях поддержки Японской культуры и поврежденной войной международной репутации. В 1950 году, наравне с началом корейской компании, происходит перестройка политических сил на Дальнем Востоке и в Японии вновь открывается Бутокуден,  в 1952 году разрешаются занятия всеми видами боевых искусств. В 1953 году ведущие мастера впервые официально были привлечены для обучения и демонстрации в США. Фунакоши уже стар и отходит от политики, готовит к изданию свою последнюю работу «Каратэ-до - путь моей жизни». Но до последних дней своей жизни мастер не переставал практиковать каратэ-до и удивлять эффективностью своих действий. Старый мастер контратаковал настолько быстро, что фотоснимки получались очень смазанными.

Продолжение следует...


Связанные статьи из этого цикла:
Смотрите также: