Эпоха Воюющих Провинций - Часть 3. Союз Простодушных (Икко-икки)

Пролог

Следующей главой в мрачной истории воюющих провинций было восстание (в некоторых источниках союз) прямодушных (икко-икки). Это было мощное религиозное движение, которое сотрясало Японию с конца XV века до середины XVI века. Считается что основателем и главным инициатором этого процесса является проповедник Рэннё (1415-1499). Проповедник Рэнне был приверженцем учения "Чистой земли". Это учение проповедовало пользу труда и объявляло его важнейшей ценностью. Это привлекло огромное количество приверженцев по всей Японии. Бежав от завистливых монахов Энрякудзи, в 1471 году Рэннё окопался в провинции Кага. Вскоре вокруг него сформировалась новая секта под названием Икко ( 一向 - いっこう - ikko:-нисколько; ничуть (с отриц.)). После войны Онин обнищавшие и измученные крестьяне, которые искали утешения в религии, расширили ряды секты до 200 тысяч человек.

История

   
  Духовные лидеры этой секты решили воспользоваться подходящим моментом и полностью захватили власть в провинции Кага.  Как это произошло? Дело в том, что в 1474 году между представителями сёгуна(сюго) в провинции Кага началось противостояние. Тогаси Масатика, номинальный сюго, устроил заговор против своего младшего брата Котиё, который контролировал северную часть провинции. Масатика решил привлечь Икко-икки на свою сторону. Он завлек буйствующих монахов своими щедрыми посулами и обещаниями на свою сторону. Но Котиё, который узнал о заговоре заранее, нанес упреждающий удар по их базе в Ёсидзаки. Но Икко-икки, фанатично сражаясь, даже отпор Котиё и прогнали его из своих территорий. Раззадоренные победой они пошли на его замок и захватили его. Котиё был повержен. Его брат пришел к власти и забыл про свои обещания. Икки взбунтовались, но их бунт был жестоко подавлен. Вследствие чего они бежали на север в провинцию Эттю. Тут неожиданно на сцену выходит некий Симоцума Рэншу, самурай и советник Рэннё. Он от своего имени призывает Икко-Икки к оружию. Было поднято второе безуспешное восстание. Но и это не остановило фанатиков. 
       Только в 1488 году им попался удачный момент. Дело в том, что сковавший их силы Тогаси Масатика по указанию сёгуна удалился в отдаленную провинцию Оми чтобы подавить восставшего даймё Роккаку Такаёри. Икко немедленно воспользовались удачно возможностью и напали на слабо защищенный замок Тогаси. Когда тот прослышал об этом, то поспешил вернуться, но время было упущено. Икко-икки в составле армии из 200 тысяч человек и предатели со стороны самого Тогами сравняли замок с землей. Тогаси совершил самоубийство, что не сдаваться в плен. 
       Существует много разных мнений о том, что Икки сделали дальше с провинцией Кага. Некоторые думают, что они правили ею последующие 100 лет, другие придерживаются прямо противоположного мнения. Считается что реальным правителем Каги стал дядя Масатики, а именно Тогаси Ясутака. Который якобы использовал силы Икко-икки в своих интересах.  Верховные власти признавали Ясутаку в качестве сюго вплоть до его смерти в 1504 году, а после этого на должность сюго заступил его сын Танэясу. Тем не менее, власти, судя по историческим документам, пребывали в сомнении, стоит ли признавать Танэясу правителем, и после 1521 года принялись посылать всю официальную корреспонденцию, касающуюся Каги, главам секты Дзёдо-синсю в храме Хонган-дзи рядом с Киото. В 1531 году Танэясу окончательно потерял свою управленческую должность в результате гражданской войны между фракциями Икко-икки. В войне фракций победили монахи храма Хонган-дзи, которые и стали правящей политической силой в провинции Кага.

    Но на этом силы Икко не остановились. Они подняли восстание и попытались захватить соседние провинции Этидзэн. Но достаточно сильный феодальный дом Асакура вытеснили воинствующих монахов со своих земель. Но сектанты не остановились на этом досадном поражении и захватили и впоследствии закрепились в другой провинции Микава. Там же они в 1496 году начали строить огромный укрепленный храм, который получил название Ишияма Хонгандзи (на его месте сейчас стоит замок в Осаке). Армия сектантов включала в себя не только священников, но и крестьян, ронинов и мелких обедневших самураев. Мелкие самураи воспользовались моментом и постепенно стали захватывать руководящие должности внутри секты. И через некоторые время разрозненная секта превратилась в большое феодальное войско с целью захвата территорий и насаждения своих истин. 
            В 1532 году армия Икко осадили богатый город Сакаи. Там огромное влияние имела буддийская секта Нитирэн. Отличительной особенности Нитирэн было полное принибрежение и неприязнь к другим религиозным течениям. После кровопролитных боев воины Икко направились на город Нара. Там они сожгли монастырь Кофукудзи, а затем направили свои взгляды на Киото. Известно, что сектантов также активно поддерживали монахи с горы Хиэй и тоже вступили в столицу. 
Энряку-дзи (延暦寺) — буддийский монастырь на горе Хиэй над городом Киото, был основан в конце VIII — начале IX веков монахом Сайтё (767—822), носившим также имя Дэнгё-дайси, который создал в Японии школу Тэндай на базе одноимённой китайской школы Тяньтай. Это один из самых влиятельных монастырей японской истории, он до сих пор является центром школы Тэндай, которая была особенно популярна среди японской аристократии, этот монастырь послужил основой для образования других школ буддизма, в частности школ Чистых Земельдзэн и Нитирэн.
        Все храмы учения Нитирэн были сожжены и некоторые районы города Киото (
даже не которые еще не оправились от войны Онин) тоже были уничтожены. От полного разорения город спасли даймё Хосокава Харумото и секта Хобо. Их союзная армия осадила Ишияма Хонгандзи, принудив Икко вернуться на выручку к своим приверженцам. 
         Несмотря на эту неудачу, к середине 16 века Икко-икки закрепились на других территориях: отбили у даймё Ито Сигэхару его замок, расположенный около Нагои, и пристроили к этому замку разветвлённую сеть укреплений, известных под общим названием Нагасима. Их усиление не могло не обеспокоить крупных самурайских полководцев, сражавшихся за власть в стране, так как Икко-икки обладали не только военным, но и большим экономическим потенциалом. Особенно неспокойно было Токугаве Иэясу, поскольку Икки обосновались прямо в его родовой провинции Микава: он опасался, что его может постигнуть судьба правителя Каги, и к тому же Икки сопротивлялись (в том числе с применением оружия) попыткам Токугавы обложить их монастыри налогами. Вследствие этого в 1564 году между Токугавой и Икко-икки состоялась битва при Адзукидзаке (см. статью). Токугаве помогали монахи-воины секты Дзёдо, принадлежавшие к храму Дайдзю-дзи, а кроме того, многие самураи из числа Икко-икки во время битвы перешли на сторону Токугавы. Всё это привело к поражению Икко-икки, однако до окончательного их усмирения было ещё далеко.
     
Конец движения Икко-икки начался с увеличением силы Оды Нобунаги  которому Икки осложняли жизнь в завоевательных кампаниях. Преисполненный решимости сокрушить их, Нобунага осадил крепости Нагасима в 1571 году. Осада не принесла ничего хорошего, и Нобунага сорвал злость на монахах монастыря Энряку-дзи, которые как уже было сказано выше, активно поддерживали секту Икко-икки. Воины Набунаги поднялись на гору Хиэй, убивая всех, кто попадался под горячую руку, и сжигая постройки. Под Нагасиму Нобунага возвращался ещё два раза, пока наконец в 1574 году не сумел отрезать запершихся в ней монахов от снабжения. Нагасима была сожжена вместе с 20 000 защитников. Параллельно Нобунага вёл осаду храма Исияма Хонган-дзи, которая продолжалась с 1570 по 1580 год с переменным успехом, но в конце концов окончилась полным поражением Икко-икки. Нобунага пощадил многих защитников крепости, однако сжёг их храм дотла. После потери столь важной базы Икко-икки не смогли оправиться. Впоследствии они  перестали играть сколько-нибудь значительную роль в расстановке сил во времена воюющих провинций.

Мнение

         Пользуясь смутными временами, хранители храмов и монахи решили оторвать себе жирный кусок от страны. Используя свои методы они смогли прикрепить к себе огромные орды фанатиков. Терроризируя Японию и уничтожая сложившийся устой они сами не ведали что творили. В их течение стали вливаться мелкие самурай. И как показывает история ничего путного из таких "полководцев" не получилось. Их,  как и следовало ожидать попросту уничтожили войска обученных воинов под руководством Оды Набунаги. 








Смотрите также: